Пояснительная записка
Название программы: «Страна детства»
Информационная карта
1.
|
Номинация, в которой заявлена программа
|
Программа деятельности детского оздоровительного центра в 2014 г.
|
2.
|
Полное название программы
|
Комплексная программа
Организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков
|
3.
|
Цель программы, задачи программы
|
ЦЕЛЬ:
- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях летнего лагеря.
ЗАДАЧИ:
- привлечь ребят к активному участию в мероприятиях в рамках
программы;
- организовать режим дня в соответствии с возрастными особенностями;
- организовать полноценный отдых и оздоровление детей;
- способствовать раскрытию творческих и коммуникативных способностей ребят;
- способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере;
- способствовать развитию лидерских и организаторских способностей через участие в коллективно – творческих делах смены;
- формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в детском коллективе
- создавать условия для укрепления здоровья детей.
|
4.
|
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)
|
АУ ДОЦ « Лебедь»
Участники – дети и подростки РА от 6 до 18 лет.
II смена – 144 человек
|
5.
|
Сроки реализации программы
|
02.07.2014 г. по 22.07.2014 г.- II смена
|
6.
|
Направление деятельности, направленность программы
|
Краеведческое, патриотическое, художественно- эстетическое, здоровье сберегающее направление
|
7.
|
Принципы
|
1. Принцип самореализации детей
2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления
4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий
5. Принцип гуманизации отношений
6. Принцип дифференциации воспитания
7. Принцип сопричастности
8. Принцип личной ответственности
9. Принцип уважения и доверия.
10. Принцип безопасности
|
8.
|
Краткое содержание программы
|
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно- правовых документов:
-Конвенцией ООН о правах ребёнка;
-Конституцией РФ;
- Законом « Об образовании» РФ
-Федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФЗ;
-Трудовым кодексом Российской Федерации от30.12.2001 г.№197-ФЗ;
-Федеральным законом « О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР « Об административных нарушениях» от 09.01.1996 г. №2 – ФЗ;
-Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
|
9.
|
Ожидаемый результат
|
- укрепление здоровья детей;
- реализация мотивации к собственному развитию, участию в
собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- приобщение ребенка к здоровому образу жизни;
- развитие коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умения работать в коллективе;
- создание мотивации на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
|
10.
|
Название организации. Авторы программы
|
АУ ДОЦ «Лебедь»
Автор программы: Санникова Маргарита Александровна
|
11.
|
Почтовый адрес авторов организации программы
|
649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр-кт. Коммунистический, 172 кв. 2
|
12.
|
Ф.И.О. руководителя организации
|
Квасков Геннадий Витальевич
|
13.
|
Телефон, факс с указанием кода населённого пункта, электронный адрес организации, авторов
|
Адрес электронной почты: dollebed@mail.ru
|
14.
|
Дата создания программы
|
01.02.2014 г.
|
15.
|
Финансовое обеспечение проекта
|
Лагерь содержится за счёт субсидии местного бюджета и собственных средств, родительских средств. Для содержания оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей могут быть привлечены спонсорские средства.
Ответственность за финансовую деятельность лагеря несёт главный бухгалтер
|
Цели и задачи программы:
Цель программы - создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях летнего лагеря.
Цель конкретизируется в задачах:
- создавать условия для укрепления здоровья детей
- привлечь ребят к активному участию в мероприятиях в рамках
программы;
- организовать режим дня в соответствии с возрастными особенностями;
- организовать полноценный отдых и оздоровление детей;
- способствовать раскрытию творческих и коммуникативных способностей ребят;
- способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере;
- способствовать развитию лидерских и организаторских способностей через участие в коллективно – творческих делах смены;
- формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в детском коллективе.
Актуальность и значимость программы:
Организация отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения -одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики.
Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремится всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления, что нашло свое отражение в Федеральных целевых и региональных программах, направленных на улучшение положения детей и подростков.
Вместе с тем, наряду с созданием экономической базы организации летнего отдыха, немаловажной составляющей остается процесс воспитания детей.
Организованный отдых одновременно выполняет оздоровительную, образовательную, культурологическую, коммуникативную функции, в нем гармонично сочетаются духовно -эстетические, рационально - познавательные, идейно - нравственные начала. Проводя время в лагере, ребенок познает жизнь самым непосредственным образом.
Наш лагерь дает возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей.
Каждый день, прожитый в лагере, по-своему незабываем. Каждый день -открытие, у каждого дня своѐ лицо, свой характер. Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга, видами массовой, познавательно - досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своем содержании морскую тематику. Вместе они составляют смену -интересную, неповторимую, яркую, богатую событиями, встречами, делами.
Игра - это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самореализовываться. Фактически, становясь участником лагерной смены, построенной в форме сюжетно - ролевой игры, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Являясь активным участником игры в лагере, ребенок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретенные игровые знания в повседневной жизни. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки.
Для реализации проекта программы в учреждении есть все условия (кадры, ресурсы и др.).
Лагерь дает дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования через разнообразные социальные связи, благоприятную атмосферу. Создание такой микросреды в деятельности отрядов является одной из последующих задач лагеря. Смена проходит в форме сюжетно - ролевой игры.
Содержанием досуга, по логике данной программы, должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в период летних каникул.
Место проведения – АУ ДОЦ «Лебедь»
Продолжительность смены – III смена 21 день.
Программа летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
5. Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху)
6. Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей).
7. Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
8. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
9. Принцип уважения и доверия.
10. Принцип безопасности
Этапы организации программы:
Смена в детском лагере имеет определенную логику развития. Этой логикой и определяются этапы реализации программы.
Первый период – подготовительный.
Этот этап начинается до открытия смены и включает в себя:
- разработку программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря;
- подготовку методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Второй этап - организационный.
Организационный период - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс мучителен и тревожен. Главная задача в организационный период - помочь детям в привыкании к окружающей обстановке, новому коллективу, распорядку дня.
Основные направления деятельности в этот период:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;
- провести диагностику по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- ознакомить с распорядком дня и требованиями к соблюдению санитарных норм;
- создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;
- сформировать детское самоуправление;
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;
- сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены, а по возможности, и привлечь детей к его составлению.
Успешно реализованные задачи этого периода – залог успеха всей смены.
Основной этап.
Главная задача педагога на этом этапе - поддерживать интерес и способствовать успешной реализации детей в различных видах деятельности: спортивной, интеллектуальной, творческой. На первый план выходят основные задачи смены - выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.
Этот период делового сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.
Задачи периода:
- реализация основной идеи смены;
- моделирование ситуации успеха;
- предоставление свободы выбора;
- создание положительного эмоционального настроя;
- создание условий для активности ребенка;
- поддержание положительного эмоционального настроя;
- организация взаимодействия;
- поддержание групповых норм.
Задачи итогового периода – подведение итогов смены:
- организация подведения итогов смены;
- награждение детей, отличившихся во время смены;
- закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.);
- реализация вышеперечисленных знаний и умений;
- организация личной рефлексии;
- организация групповой рефлексии.
Логика построения программы
Смена будет проходить в форме – сюжетно ролевой игры-регаты «Полный вперед!». В течение всей игры, участники и организаторы программы живут согласно сложившимся традициям и законам лагеря и действуют согласно своим ролям.
Каждый корпус – корабль, а ребята – экипаж корабля. Экипаж должен победить в регате, прийти к финишу первыми и с самым большим грузом на борту. Для этого нужно организовать оптимальное самоуправление, постараться каждому «моряку» внести свой вклад в общую победу.
После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.
Каждый якорь имеет свой цвет и значение:
- Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
- Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
- Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
- За особые заслуги – золотой якорь.
1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты с кораблем могут произойти разные случайности:
На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.
Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).
Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.
Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль
Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте.
Виды деятельности воспитанников:
1) Интеллектуальная (учеба, проектировочная деятельность, викторины)
2) Практическая (творческая работа, спорт, труд, кружки.)
3) Художественная (мастерские, музыка, живопись, импровизация.)
4) Спортивно-оздоровительная (купание, прогулки, спорт)
5) Досуговая (формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.)
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
- утренняя гимнастика;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
-организация пешеходных экскурсий;
-организация здорового питания детей;
-организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Работа по сплочению коллектива воспитанников
- игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
- игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела ( в соответствие с планом):
- Просмотр фильмов;
- Концертно – развлекательные программы;
- Игры –развлечения, викторины, соревнования;
- Экологические марафоны;
- Выставки рисунков и поделок.
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по игровым комнатам, столовой
- Организация общественно - полезной работы с детьми
Беседы с медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»;
«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
Ожидаемые результаты
- укрепление здоровья детей;
- реализация мотивации к собственному развитию, участию в
собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- приобщение ребенка к здоровому образу жизни;
- развитие коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умения работать в коллективе;
- создание мотивации на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
Также предполагается улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличение количества детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; формирование у детей умений и навыков, приобретенных в секциях, мастерских.
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Способ определения результативности:
- Мониторинг удовлетворенности детей участием в программе (анкеты, диаграмма «Хорошее настроение», тесты);
- Количественные показатели (охват детей);
- Данные медицинского работника.
Профилактические мероприятия
и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
- «Правила пожарной безопасности»
- «Правила поведения детей при прогулках и походах»
- «Правила при поездках в автотранспорте»
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
- «Правила дорожного движения»
- «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»
|